«Mad House» в МАММ представили неожиданным образом

Стeны — кричaщe-крaснoгo цвeтa. Экспoнaты тoжe нeсут пoчти рeвoлюциoнный xaрaктeр. Нa кaждoй рaбoтe oстaвлeн слeд свoeгo врeмeни. Кaртины сoвeтскиx xудoжникoв, нaписaнныe в тяжeлыx услoвияx сталинской эпохи, ярко отражают тогдашнее положение времени. Их авторам — известным представителям советского андеграунда — приходилось прятаться в закрытых от посторонних лиц помещениях и там, вдали от глаз «вождя», создавать свои произведения. Художники шли против системы, дабы хоть как-то отстоять свои взгляды.

Название выставки — «Mad House» — следует понимать буквально. Да, здесь и вправду сумасшедший дом. Дом воображаемого коллекционера, где, согласно своим эстетическим предпочтениям, он бережно собирал по миру вещи разных эпох. Все они составляют плотную среду его обитания. Хозяин дома самовыражается через коллекцию и уютно себя чувствует в этой неразберихе, нарушая привычную диспозицию вещей и делая все по-своему.

Феномен коллекционирования раскрывается в каждой вещи: от живописи и графики до мебели и предметов дизайна. Самый ранний период в живописи, 1930-е, — время советского модернизма. Отдельный блок посвящен шестидесятникам — знаковым художникам неофициального искусства: Илья Кабаков, Эрик Булатов, Иван Чуйков… Что касается мебели, то здесь продемонстрированы образцы из разных стран, что дает нам возможность сравнить, какие формы преобладали, например, в Италии, Америке и Скандинавских странах: мягкие формы, жесткий модернизм, рациональный и функциональный дизайн.

По этой подборке чувствуется, что у нашего коллекционера вкусы неоднородны. Хотя он явно предпочитает вещи 1950-х и 1980-х годов, созданные в направлениях mid-century и постмодерн. Оба стиля меняли устоявшиеся каноны и формировали новые тренды. Если mid-century еще выстраивает баланс между формой и функцией предмета, то дизайнеры 1980-х отрицают потребительский подход к своим произведениям и «вырывают» вещи из их привычного, прикладного контекста.

Лаконичный скандинавский дизайн, экспрессивные формы итальянского дизайна, французский «сиротский» модернизм или американская «гнутая фанера» — чего тут только нет! И все экспонаты в этих стилях приехали из галереи «Палисандр», которая обладает лучшими образцами дизайнерской мысли.

Работы дизайнера Этторе Соттсасса выделяются среди остальных особенным образом. Он и его коллеги буквально взорвали художественную среду, представив в 1981 году коллекцию «Мемфис», состоявшую из предметов, ироничных по форме, ярких по цвету и созданных из необычных материалов. Например, стеллаж из этой коллекции сделан из шпона клена «птичий глаз» и терраццо (материал из извести с добавлением камней и мрамора) и с использованием прозрачного акрила. Или вот кофейный столик 1950-х годов, приписываемый Чезаре Лакке. Фигурное основание из темного дерева с небольшими металлическими вставками на ножках — настоящий образец стиля ар-деко.

Наш коллекционер останавливается именно на таких предметах, оттеснивших прикладной аспект на второй план. А в его «сумасшедшем доме» собраны самые неожиданные работы художников и дизайнеров со всего мира. Каждый из них облачил идеи своей эпохи в разных формах. Но в этих работах каждый может найти что-то близкое для себя.

Выставка организована при поддержке MasterCard.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.