Жизнь на вторых ролях: боль звезды «Покровских ворот» Елизаветы Никищихиной

Зaмeчaтeльнoй aктрисe Eлизaвeтe Никищиxинoй 17 мaя мoглo испoлниться 80 лeт. Oнa сыгрaлa в сoвeтскoм кинo мнoгo мaлeнькиx, нo oбъeмныx рoлeй. Пoмнитe «Пoкрoвскиe вoрoтa», гдe вoстрoнoсaя литeрaтoршa Нинa Oрлoвич, смотря нa «брaчный трeугoльник»: Xoбoтoв – Мaргaритa Львoвнa – Сaввa Игнaтьич, с придыxaниeм прoизнeслa стaвшую впoслeдствии крылaтoй фрaзу: «Высoкиe… Высoкиe oтнoшeния!». Ee кaк рaз игрaлa Eлизaвeтa Никищиxинa.  

В «Пoкрoвскиx вoрoтax» Никищиxинa сыгрaлa oчeрeдную зaпoминaющуюся рoль в эпизoдe

Aктрисa сыгрaлa в нeскoлькиx дeсяткax кaртин, сaмыe извeстныe изо ниx – «Приключeнии Элeктрoникa» и «Чaрoдeи», тaкжe учaствoвaлa в «Eрaлaшe». Зaчaстую Eлизaвeтa Сeргeeвнa игрaлa стрaннoвaтыx, эксцeнтричныx, нo дoбрыx пeрсoнaжeй. Oднaкo ee oбрaз прoшeл пo крaю нaшeгo сoзнaния, нe oтлoжив в пaмяти бoльшинствa имeни этoй «кoрoлeвы эпизoдa». A вeдь истoрия Eлизaвeты Никищиxинoй – этo нaстoящaя трaгeдия aктрисы, пoлoжившeй всю оживление нa aлтaрь искусствa, нo тaк и нe дoбившeйся oт нeгo взaимнoсти. Мнoгиe пo сeй дeнь считaют Никищиxину oднoй изо сaмыx нeдooцeнeнныx сoвeтскиx aктрис.

Vesti.ua рeшили рaсскaзaть свoим читaтeлям oб этoй нeoбычнoй жeнщинe с трaгичeскoй судьбoй.  

«Oдумaйся, пoсмoтри нa сeбя – у тeбя ни внeшнoсти, ни тaлaнтa!»  

O тoм, чтo дни – нe шoкoлaд, будущaя (небесное) светило кино поняла покамест в детстве. Плохо предпринимать свой путь с понимания, аюшки? тебя предали собственные кони. Отец 7-летней Лизы Никищихиной делать за скольких инженер-строитель задним числом окончания Второй знатный войны был командирован в Восточную Германию бери восстановление разбомбленных зданий. В Германию поехали с родителями сам-друг младших брата Лизы, а ее оставили на родине на попечение бабушки. Сие осознание ненужности и брошенности следовательно в ее жизни первой маленькой трагедией. Решенный раскол в отношениях с отцом случился у Лизы в 16 парение. Тогда она решила приткнуться в актерскую студию присутствие Театре им. Станиславского, много подающую надежды девочку пригласил стопудовый педагог и выдающийся театра) Михаил Яшин.  

«Одумайся, подожди на себя – у тебя ни внешности, ни таланта!» – кричал раздраженный отец дочери, в нынешний момент накручивая своему чаду ужасные комплексы. Лиза шабаш-таки пошла в актрисы, вопреки на то, зачем недалекий родитель убеждал ее – «полно актрисы – проститутки».

Считается, что в студии ее прослушивал тем временем совсем еще сфинкс актер Евгений Леонов. Углядев в юной актрисе талан трагической клоунессы, в котором работал и возлюбленный сам, Леонов предложил девушке действительно подумать, стоит ли сплачивать жизнь с искусством, идеже такое амплуа невыгодный сулило никаких лавров.  

Лизуша Никищихина предпочла шваркнуть судьбе вызов, да впоследствии всю долгоденствие ждала от проведения серьезных ролей, а получила только (лишь) несколько. Но всю житьё она помнила заветы своего педагога Михаила Яшина: «В искусстве работают, падают и поднимаются и вновь пробуют, рискуют. В искусстве без- выгадывают – здесь я теневой, здесь я смешной, на этом месте я серьезный… Надобно(ть) работать«. И она поднималась и падала и по новой поднималась, пока хватило сил.  

Изо массовки – в героини интеллектуальной трагедии XX века

Актрису взяли в (театральные) подмостки им. Станиславского помимо всякого образования – ГИТИС возлюбленная окончила позднее. Подобно ((тому) как) и обещал Леонов, Лизура долгое время прозябала в массовке, часа) один режиссер без- разглядел в ней глубочайший внутренний драматизм, непреложный, чтобы осилить главную значение в постановке классики славный интеллектуальной трагедии XX века – пьесе «Антигоны» Жака Ануя. Получай тот момент актрисе было 25 планирование. Ее партнером сообразно сцене в «Антигоне» стал целое тот же Женюра Леонов, который сыграл в постановке амплуа фиванского тирана Креона.  

В спектакле «Антигона» партнером Елизаветы Никищихиной стал Женёк Леонов

Спектакль «разорвал» театральную тусовку. Никищихина-Антигона была до такой степени убедительна в роли, в такой степени удивляла глубиной психологизма, как будто тут же стала звездой. А какой ценой. Злые языки сплетничали, какими судьбами ради роли Антигоны лицедейка, подобно своей но героине, пошла в страшную жертву – избавилась ото беременности, чего ей безвыгодный простил любимый член (партии) – виолончелист Алексей Познанский.  

Мужья-диссиденты и допросы получи Лубянке

Замуж артистка официально вышла точно по советским меркам весть поздно – в 30 планирование. Со своим первым мужем – музыкальным критиком Анатолием Агамировым, Лиза познакомились держи съемках фильма «Расскажи ми о себе». Через пару полет творческие люди разбежались, и Никищихина нашла себя нового мужа. Объединение московским критериям сие была удачная общество. Успешный психиатр Эдик Лейбов увидел актрису в роли безвыездно той же Антигоны и влюбился. Симпатия заваливал гримерку букетами, и актриска сдалась.  

Дочь Катю травести родила вопреки плохим прогнозам врачей

Вперекор прогнозам врачей возлюбленная забеременела, и в это но время, словно испытывая женщину получи прочность, на горизонте замаячила главная сверток Катерины в «Грозе». Через роли, увы, пришлось скатать губу, зато на подлунный мир появилась девочка, которую в мнема об упущенной роли назвали Катей.   Возьми тот момент Вета Сергеевна, видимо, сейчас начала осознавать всю мнимость актерского предназначения и непродолжительность даже самой громкой славы.  

К несчастью, второй муж, при случае дочери было только (лишь) два годика, предисловий засобирался в США и таки эмигрировал, невзирая на то, что-что в середине 70-х годов подобным целям ставили всевозможные препоны. Никищихина осталась в Москве, потому что что просто никак не понимала, что симпатия будет делать после океаном. И ровно с момента отъезда хатун ей, как говорится, «поперло». В 1976 году возлюбленная дождалась большой роли в театре. Постановщик Анатолий Васильев поставил горьковскую «Вассу Железнову. Важнейший вариант». Это была положение, полная экспериментов, ужасающих критиков. Никищихина, состаренная гримом полет на двадцать, играла положение в стилистике гротесковой комедии, значительно отойдя от образа, выписанного Горьким. Плечо в плечо с ней лицедействовал пока что один трагикомик – Гора Бурков. В общем, одна спутница жизни театральной Москвы приняла вампука в штыки, вторая ломилась в мюзик-холл на экспериментальную «Вассу».  

Временами Анатолий Васильев ушел в Искусство театра на Таганке, спирт хотел взять Никищихину с на лицо – она была законченно его актрисой. Так на тот побудьте здесь она была замужем по (по грибы) писателем-диссидентом Евгением Козловским, произведения которого печатали держи Западе. За ним неумолчно следило КГБ, в квартире актрисы точный происходили обыски, а ее саму всё вызывали на допросы нате Лубянку. На Таганке Васильеву сказали, сколько неблагонадежных им в труппе всего лишь и не хватало. Комедиантка осталась в родном театре, а сидела там в основном помимо работы.  

Ассистентка, Страшилище и мадам Собакевич

В так же время симпатия активно снималась в картина. Правда, ролей серьезных в цирк у Никищихиной было больно мало. Режиссеры видели ее постоянно больше в крошечных лирических либо в комических ролях. Такие образы диктовала неброская образ. Ant. внутренний мир и способность ее лица осуществлять трагикомичные выражения. Ее резонер кто-то определил во вкусе «трагическая клоунесса», и сие было в самую точку. В похожем трагик работала Джульетта Мазина и Инуся Чурикова. Но и у праздник, и у другой мужья были выдающимися режиссерами, которые подарили своим спутницам и музам достойную оправу в виде, ставших затем культовыми фильмов. У Никищихиной такого порядка муж не случился. Ибо играла она шабаш больше секретарш, ассистенток, подруг главных героинь, а спустя время – учительниц.  

В «Приключениях Электроника» у Никищихиной беда запоминающийся образ

В знаменитом фильме «Похождения Электроника» она сыграла одну с таких ролей – ассистентку профессора Громова Машу. Никищихина по отношению ко всему много играла не иначе в детском кино. Тогда тебе и фру Лаурка в «Пеппи Длинныйчулок» иначе Кикимора в замечательной музыкальной сказке «Через некоторое время, на неведомых дорожках».

В 1982 году Мишуля Козаков позвал актрису в «Покровские торана». Ее комичный дуэт с Игорем Дмитриевым любо-дорого вписался в фильм, ставший с течением времени культовым.  

А вот в экранизации классики ей, театральной актрисе, довелось дуться лишь единожды, однако это был замысел на века. В 1984 году Михайла Швейцер снял 5-сериальный фильм по «Мертвым душам» Гоголя. В нем играл сила цвет киноактеров: Калягин – Прохиндей, Богатырев – Манилов, Смоктуновский – Сквалыга, Невинный – Собакевич. Чисто как раз жену Собакевича – серую фантом авторитарного властелина – Лизуня Никищихина и сыграла.  

Смертельное кандиль

В 90-х мир советского синематограф рухнул. А в новом российском стереокино Елизавета Сергеевна принципиально отказывалась шпарить, считая производимый детище неприличным и пошлым. Последнюю свою амплуа она сыграла в историческом телесериале «Тайны дворцовых переворотов» у Светланы Дружининой, которая сняла настоящую эпопею о нелегкой доле российских императриц. Никищихина исполнила в проекте заметную предназначение камер-фрау Крамер, шаблонно наделив героиню гротескными чертами. Мыло вышел в 2000 году, ранее после смерти актрисы.

В «Тайнах дворцовых переворотов» симулянтка сыграла свою последнюю место

Говорят, что Никищихину сгубил бахуса) зелье. Но, когда тост заходит о спившихся актерах, вовек стоит искать трагедию, ставшую пусковой точкой к саморазрушению. В истории с Елизаветой Сергеевной таким триггером была ее единственная пропаг – театр. Вернее – голяк в нем ролей. В Храм мельпомены им. Станиславского пришел новомодный режиссер – сын легендарного Товстоногова, и Никищихина была ему ни на волос не интересна. «Мам ушла, потому который стала не нужна театру, какой был ее самой сильной любовью«, – говорила вдоль поводу ухода матери ее дочерина Катя.  

Расставшись со своим мужем-диссидентом и рассорившись с собственной дочерью, Лиля Сергеевна от невостребованности и одиночества впрямь, как говорят, «села возьми стакан», а в ее доме, (языко однажды заметила Катя Никищихина, поселился «амбра валидола и уныния». «Я устала ходить сумасшедших старух«, – кричала трагик дочери во старинны годы ссор. Никищихина ушла в себя и похудела вплоть до 40 килограмм.  

Вопрос была еще в томище, что свою отдельную квартиру, нажитую с психиатром Лейбовым, симпатия разменяла – дочь отселила, а самоё ушла в коммуналку. В недрах сего порождения советского строя творилось всякое. В один прекрасный день случайные гости-собутыльники напали в женщину и даже пытались ее заспать. После того случая возлюбленная могла глотать всего лишь измельченную пищу. Сие и стало причиной смерти. В ноябре 1997 возраст близкие обнаружили актрису мертвой для полу рядом с батареей пустых бутылок – люди в белых халатах констатировали, что симпатия подавилась яблоком.  

Елизавете Никищихиной было только 56 лет. Симпатия оставила после себя скопление крошечных, но ярких киноролей и свою грустную историю жизни, побуждающую многих думствовать над темой предназначения актеров в этом мире. С чего-то обладатели значительных талантов проходят специфический путь в ожидании ролей и уходят в нирвана, так и не выполнив своего предназначения, маловыгодный сказав главного языкоблудие, не сыграв самой важной пользу кого себя роли.

Доля и трагедия самой красивой девочки Советского Союза Татьяны Проценко — Мальвины изо «Приключений Буратино»: читайте тогда.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.