Белорусские активисты обратились к Министерству культуры страны и телевизионному руководству с петицией, в которой просят организовать трансляцию церемонии вручения Нобелевской премии по литературе Светлане Алексиевич.
«Нобелевская премия Алексиевич — это настоящий праздник не только для жителей Беларуси, но и для всех русскоговорящих людей. Не это ли есть проявление патриотизма в его высшей степени? Для Беларуси, видимо, нет. Сколько времени телеэфира было посвящено этому событию по всему миру! Какое количество теплых слов было подарено Светлане людьми из разных стран! Но неужели Светлане нет места в белорусской культуре? Мы уверены, что есть!» — говорится в обращении на сайте Change.org, который подписали почти семь тысяч человек.
Петиция адресована министру культуры Белоруссии Борису Светлову, председателю Белтелерадиокомпании Геннадию Давыдько и председателю правления ЗАО «Второй национальный телеканал» Григорию
Киселю. Ранее белорусские каналы объявили, что прямой трансляции церемонии вручения престижной премии белоруске Алексиевич не будет.
Накануне Светлана Алексиевич выступил а в Стокгольме с традиционной Нобелевской мемориальной лекцией, которая транслировалась на сайте Нобелевского комитета.
Белорусская писательница поставила вопрос об образе современного человека, принимающего ограничители свободы или же протестующего против них. Она рассказала о том, чем занималась все 40 лет творческой и гражданской жизни, о так называемом красном человеке.
«Русский человек вроде бы и не хочет быть богатым, даже боится. Чего же он хочет? А он всегда хочет одного — чтобы кто-то другой не стал богатым, богаче, чем он. Честного человека у нас не найдешь, а святые есть. Непоротых поколений нам не дождаться. Русский человек не понимает свободы», — заявила она.
Во время своего выступления Алексиевич также рассказала о желании россиян быть в первую очередь сильным государством, а также упомянула о военных действиях РФ на Украине и в Сирии. «Два главных русских слова — война и тюрьма. Своровал, погулял, сел. Вышел — и опять сел. Русская жизнь должна быть злая, ничтожная. Тогда душа поднимается, она сознает, что не принадлежит этому миру. Чем грязнее и кровавее, тем больше для нее простора. Для новой революции нет ни сил, ни какого-то сумасшествия, куража нет. Русскому человеку нужна такая идея, чтобы мороз по коже. Так наша жизнь болтается между бардаком и бараком», — подчеркнула она.
Как отмечает на своей странице в Facebook литературный критик Евгения Коробкова, в речи Алексиевич «никакой особой крамолы-то и не было». «Главное, что все эту речь внимательно послушали, благодаря тому, что в Белоруссии запретили трансляцию. Замерли в нетерпении и в надеже. Вдруг чо выдат, чо мы не знаем. Но увы. Ничего такого, о чем она не написала в книгах — не прозвучало. Ни про кровавый режим Путина, ни про российские помидоры скверного качества, ни русских киборгов, атакующих цивилизованный мир. Генеральная линия лекции — потеря любви в современном мире и объяснение цели и задачи своего творчества. Себя назвала человеком-ухом», — отметила она. (Орфография и пунктуация автора сохранены.)
Белорусская писательница, затрагивающая острые социальные темы, Светлана Алексиевич стала лауреатом Нобелевской премии по литературе в этом году. Президент Белоруссии Александр Лукашенко поздравил ее через пресс-службу, а Минобразования страны решило вернуть ее произведения в школьную программу.
На пресс-конференции в октябре писательница, критически оценивающая некоторые аспекты государственной политики в Белоруссии, заявила, что власть «делает вид», что Алексиевич нет. Она добавила, что в родной стране ее «нигде не печатают» и она не может нигде выступать.
В Нобелевском комитете, комментируя причины выбора лауреата, отметили, что награда присуждена Алексиевич «за ее полифоническое творчество — памятник страданию и мужеству в наше время». Ранее писательница получала премию «Триумф», премию Ремарка, Национальную премию критики и другие.
Книги Светланы Алексиевич изданы в 19 странах мира, в том числе в США, Германии, Великобритании, Японии, Швеции, Франции, Китае, Вьетнаме, Болгарии, Индии. С начала 2000-х годов писательница живет на Западе.